пятница, 1 февраля 2013 г.

стратометрическая теория развития малых групп петровского

2,1 Mb.страница18/25Дата конвертации23.01.2012Размер2,1 Mb.Тип Смотрите также:             18           ^ Лекция 19. РАЗВИТИЕ МАЛОЙ ГРУППЫ В отечественной психологии все советский период проблема развития группы ставилась и решалась, исходя из представлений о некоем эталоне развития группы (коллективе). Поэтому изучение реальной динамики жизнедеятельности естественных групп в современном обществе остается актуальной проблемой социальной психологии. Коллектив есть особое качественное состояние малой группы, достигшей высокого, а по мнению отдельных авторов ЂЂЂ наивысшего, уров]ня социально-психологической зрелости, имея в виду степень развития ее социальных и психологических характеристик. Таким образом, всякий коллектив представ]ляет собой малую группу, но не всякая группа может быть признана коллективом. ^ В западной социальной психологии существует большое количество моделей развития группы. Для большинства из них характерно выделение трех основных этапов или стадий: ориентировки в ситуации, конфликта и достижения согласия или равновесия. ^ Возникновение организованной (официальной, формальной) малой группы следует рассматривать как двухступенчатый процесс, состоящий: в объявлении ее в качестве формального, официального звена социальной организации (возникновение малой группы обусловле]но запросами общественно-экономического характера, рожден]ными в недрах социальных институтов и организаций, согласно Г.М. Андреевой, «причины возникновения малой группы лежат вне ее и вне индивидов, ее образующих, в более широ]кой социальной системе»); в наполнении ее конкретными индивидами, способными квалифицированно решать организационные задачи (к числу факторов, побуждающих индивидов к вхождению в группу, могут быть отнесены система его потребностей и ценностей, социальный опыт, самооценка, система ожиданий, связанных с предстоящим групповым членством, особенности группы будущего членства с точки зрения ее целей, программ, специфики деятельности и т.д). ^ Неформальные группы образуются преимущественно на основе потребностей индивидов в общении, участии, принадлежности и т.д. Поэтому в их возникновении большую роль играют психологические механизмы эмоциональной привлекательности, психологической совместимости индивидов. К числу более универсальных психологических механизмов, способствующих объединению людей в малые группы и формированию психологической общности, относятся механизмы взаимного влияния в процессе общения: подражание, внушение, эмпатия, идентификация. Вслед за возникновением малой группы будет разворачиваться процесс групповой жизнедеятельности. В современной социальной психологии процесс развития малой группы понимается как закономерная смена этапов (или стадий), различающихся по характеру доминирующих тенденций во внутригрупповых отношениях: дифференциации и интеграции. Так, начиная с работ А.С. Макаренко (1951), в отечественных исследованиях психологии трудовых коллективов выделяются стадии первичного синтеза, дифференциации и вторичного синтеза или интегрирования. Выделяют несколько подходов к анализу процесса группового развития. ЂЂЂ. К первому подходу относятся различные модели коллективообразования, прежде всего стратометрическая концепция коллектива А.В. Петровского и параметрический подход Л.И. Уманского. 1) В стратометрической концепции коллектива, разрабатываемой А.В. Петровским с сотрудника]ми, в качестве типологии групп берутся 2 критерия: степень опосредствованности межличностных отношений в группе содержа]нием совместной деятельности, общественная зна]чимость совместной деятельности - уровень ее позитивности ЂЂЂ не]гативности с точки зрения общественного прогресса. Соотношение двух этих критериев можно представить в виде двух векторов (осей), образующих пространство, в котором можно расположить все группы, функционирующие в обществе. Развитие группы характеризуется динамикой изменения ее свойств по обоим параметрам, что предусматривает возможность регрессивного изменения отношений и дает возможность четкой типологизации многочисленных реально существующих групп по предложенным параметрам. Группа в ходе развития движется в своеобразном континууме, где: в цент]ральной точке располагается так называемая диффузная груп]па, т.е. общность, в которой практически отсутствует совместная деятельность, взаимодействие членов группы осуществляется в основном на основе симпатий-антипатий; положительный полюс ЂЂЂ кол]лектив, характеризующийся высокими позитивными показателями по обоим критериям; отри]цательный полюс ЂЂЂ корпорация, отличающаяся высоким позитивным показателем по первому и высоким негативным показателем по второму критериям; промежуточное положение между диффузной группой и положительным и отрицательным полюсами конти]нуума занимают соответственно просоциальная и асоциальная ассоциации, т. е. группы с низкой степенью опосредствования межличностных отношений содержанием совместной деятельности. Процесс развития малой группы А.В. Петровский также представлял себе как состоящий из трех (в последней редакции четырех) основных слоев или «страт»: во внешнем уровне (В) групповой структуры даны непосредственные эмоциональные межличностные отношения, т.е. то, что традиционно измерялось социометрией; второй слой (Б) представляет собой более глубокое образование, обозначаемое термином «ценностно-ориентационное единство

Конспект лекций по курсу «психология» Челябинск 2011 10 чел. помогло.

Лекция 19. РАЗВИТИЕ МАЛОЙ ГРУППЫ - Конспект лекций по курсу «психология» Челябинск 2011

Комментариев нет:

Отправить комментарий